«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский
Наша «Педагогическая гостиная» адресована
родителям и педагогам.
На этой странице Вы можете найти:
· статьи, публикации, памятки касающиеся вопросов воспитания, обучения, развития детей и оздоровления;
· опыт работы наших педагогов с детьми и родителями;
· различные анкеты, тесты, которые помогут Вам в решении широкого сектора повседневных воспитательных проблем;
· материалы, касающиеся правового воспитания детей, помогут Вам рассказать Вашему ребенку о его правах;
· куда можно пойти с малышом в выходные дни;
Вы узнаете, какие можно выучить с детьми стихи, песни, почитать книги, провести наблюдения. И многое другое.
Надеемся, что «Педагогическая гостиная» поможет Вам избежать сложных ситуаций, возникающих в процессе общения с детьми!
Будем очень признательны всем авторам, которые готовы поделиться своим педагогическим опытом!
Если у Вас возникают вопросы, связанные с воспитанием, развитием, оздоровлением ребенка, воспользуйтесь службой обратной связи «Вопрос-ответ».
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10»
Проект по ПДД
в подготовительной группе:
«Безопасный пешеход»
Подготовила воспитатель:
1 квалификационной категории
Москаленко Ольга Александровна
Проект по ПДД в подготовительной группе:
«Безопасный пешеход»
Все мы педагоги, пытаемся
ответить на вопрос:
«Как обеспечить безопасность
и здоровый образ жизни
наших детей?»
Содержание:
-
Введение (Краткая аннотация к проекту).
-
Актуальность проекта.
-
Тип, вид проекта
-
Участники проекта.
-
Цель и задачи проекта.
-
Предполагаемые результаты.
-
Условия реализации проекта.
-
Наличие ресурсной базы.
-
Интеграция образовательных областей.
-
Формы работы.
-
Этапы проекта.
-
Вывод.
-
Список использованной литературы.
Введение:
Однажды утром, один из детей во время утренней беседы похвастался тем, что сегодня они с мамой очень быстро перебежали дорогу, в непредусмотренном для этого месте, и с ними ничего не случилось. Многие дети начали сразу говорить, что так делать нельзя и это очень опасно, ведь даже если нам кажется что, мы успеем, дорога не безопасное место и нужно быть осторожным. Некоторые признались, что тоже иногда так делают, хотя и знают что это неправильно. Так в группе появился проект «Безопасный пешеход начинается с детства».
Данная работа посвящена обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Ведь ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. Улицы современных городов не очень приспособлены для детей. Ребёнок, оказавшийся на улице, автоматически может считаться в состоянии опасности. Дорожно-транспортные происшествия - это самая частая причина гибели детей на улице, а травмы ДТП - самые тяжёлые. Поэтому обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующая безотлагательного решения задача.
Актуальность:
Скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребенок пойдет в школу. Этот этап его жизни будет связан с рядом проблем, из которых наиболее острыми являются проблемы безопасности ребенка на дороге. Так вот задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, и порой опасными ситуациями на дороге, привить ребёнку навыки правильного поведения на улице. Ведь помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной.
Актуальность этой проблемы связана ещё и с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит детей перед реальными опасностями, в частности, на улицах.
Чтобы оградить детей от опасности, надо как можно раньше начать исподволь готовить их со встречей с улицей, с движением транспорта. Приучать обращаться за помощью к старшим, рассчитывая на их отзывчивость.
Чем раньше мы познакомим детей с правилами дорожного движения, сформируем у них навыки культуры поведения в транспорте, на улице, тем меньше будет каких-либо происшествий с ними на дороге.
Тип, вид проекта: творческо-познавательный.
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь – май 2023/2024 учебного года).
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Цели проекта: Создание условий для усвоения и закрепления детьми навыков безопасного осознанного поведения на улицах города. Формирование у дошкольников умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Закреплять знания о правилах дорожного движения.
- Расширять знания о светофоре.
- Закреплять знания детей о специальном транспорте.
- Закреплять знания о правилах поведения в общественном транспорте.
- Формировать навыки правильного поведения на дороге.
- Расширять знания детей о работе сотрудников ГИБДД.
- Продолжать знакомить с назначением дорожных знаков.
- Систематизировать знания детей о ПДД путем проигрывания проблемных ситуаций.
Развивающие:
- Развивать ориентировку в пространстве.
- развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;
- Формировать личностные качества: внимание, ответственность за своё поведение - уверенность в своих действиях.
Воспитательные:
- Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения.
Предполагаемые результаты:
Дети:
к окончанию проекта ребёнок должен:
- знать алгоритм перехода дороги «остановись – посмотри – перейди»;
- уметь выбрать способ перехода проезжей части дороги, различать пешеходные переходы (наземный, надземный, подземный, регулируемый, нерегулируемый) и средства регулирования дорожного движения (светофор, регулировщик), а так же дорожные знаки;
- знать правила перехода проезжей части по регулируемому и нерегулируемому пешеходным переходам, сформированные знания о дорожных знаках;
- соблюдать правила культурного поведения на улице и в транспорте,
умение предвидеть возможную опасность, правильно реагировать на нее и выполнять действия в зависимости от ситуации.
Родители:
- тесное сотрудничество с педагогами;
- расширение педагогической грамотности родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах.
Педагог:
- повышение знаний по безопасности;
- взаимосвязь с родителями по созданию совместных проектов.
Условия реализации проекта:
-
Заинтересованность детей и родителей;
-
регулярность и систематичность работы;
-
осуществление через все виды детской деятельности.
Наличие ресурсной базы:
-
Макеты дорожных знаков, разметка перекрестка и прилегающих к ней дрог, а также пешеходных переходов, тротуаров, макеты транспортных средств;
-
макет с соответствующей разметкой и дорожными знаками;
Интеграция образовательных областей:
При реализации проекта осуществляется интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Формы работы:
Непосредственно образовательная деятельность, беседы, целевые прогулки, чтение художественной литературы, рассматривание картин, игры - викторины, сюжетно – ролевые игры, подвижные игры.
Этапы проекта
I. Подготовительный этап.
1. Организация предметно-развивающей среды:
-
Определение цели и задач проекта.
-
Разработка перспективного плана работы с детьми.
-
Разработка конспектов занятий с детьми по ПДД.
-
Организация развивающей среды в группе - оформление уголка безопасности. (В группе был расширен и обогащен новыми материалами уголок ПДД. В прямом доступе для детей находились все материалы для самостоятельной и совместной работы. В родительском уголке периодически менялись памятки и все возможные рекомендации.)
-
Поисковая работа по подбору иллюстративного материала, интернет - ресурсов по теме проекта.
-
Подборка художественной литературы по теме проекта.
2. Работа с родителями (Анкетирование родителей, оформление родительского уголка по теме проекта; консультации для родителей для повышения уровня знаний родителей поданной теме).
II. Основной этап.
1.Организация совместной деятельности с детьми, проведение познавательных мероприятий.
Речевое развитие:
- Беседы:
«Зачем нужны правила дорожного движения».
«Как себя вести в общественном транспорте и в машине».
«Наш друг светофор».
«О чем нам расскажут дорожные знаки»
«Правила перехода через дорогу в зимний период»
«Светоотражатель – зачем ты нам?».
- Чтение художественной литературы:
- Чтение рассказов, сказок и стихов о ПДД:
В.Кожевников «Светофор»,
В.Берестов «Это еду я бегом…»,
Я.Пишумов «Посмотрите постовой…»,
Бедарев О. «Азбука безопасности»,
Веревка В. «Учимся переходить дорогу»,
Волкова С. «Про правила дорожного движения»,
Домоховский А. «Чудесный островок»,
Житков Б. «Светофор»,
Иришин В. «Прогулка по городу»,
Клименко В. «Происшествия с игрушками»,
Кончаловская Н. «Самокат»,
Мигунова И. «Друг светофор», Михалков С. «Дядя Степа», «Моя улица», «Три чудесных цвета», «Скверная история»;
Обойщиков К. «Светофорик»,
Тарутин О. «Для чего нам светофор»,
Хурманек Д. «Перекресток» и другие.
Социально – коммуникативное развитие:
- Отгадывание загадок по ПДД.
- Рассматривание сюжетных картин по ПДД, и составление по ним описательных рассказов.
- Дидактические игры: «Наша улица», «Умелый пешеход», «Разрезные картинки», «Азбука пешехода», «Транспорт», лото «Дорожные знаки», «Доскажи словечко», «Поставь дорожный знак», «Правильно разложи», «Светофор», «Угадай-ка», «Узнай по описанию», «Это я, это я, это все мои друзья!» и т.д.
- Сюжетно – ролевые игры: «Мы едем в автобусе», «Путешествие по городу». и т.д.
.
Художественно – эстетическое развитие.
- Рисование: «Опасные ситуации на дороге», «Придумай новый дорожный знак», «Улицы города»;
- Лепка: «Веселый светофор», «Постовой»;
- Аппликация: «Автомобиль», «Наш город».
- Выставка рисунков: «Дорожные знаки – наши друзья»
- Прослушивание музыкальных произведений о ПДД.
- Раскраски с ПДД для дошкольников «Дорожные знаки», «Наша улица».
Познавательное развитие:
Организованная образовательная деятельность:
НОД: «Путешествие в страну правил дорожного движения»;
«Осторожно, дорога!»;
«Правила для пассажиров»;
«Транспорт на улицах города».
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»?» по ПДД;
Игра – викторина «Знаки на дорогах»;
Разбор ситуаций:
«Как правильно перейти через дорогу?», «Какие знаки помогают пешеходу в пути?», «Чего не должно быть?», «Что нужно знать, если находишься на улице один?».
Просмотр презентаций по ПДД. «Дорожные знаки», «Веселый светофор»,
«Путешествие в страну правил дорожного движения».
Просмотр обучающих мультфильмов по теме ПДД: «Смешарики: Азбука безопасности», «Уроки тетушки Совы. Мультфильмы про ПДД для детей» и т.д.
Физическое развитие:
- Подвижные игры: «Цветные автомобили», «Светофор», «Перекресток», «К своим знакам», «Самый быстрый», «К своим флажкам», «Нарисуем дорогу»,
«Умелый переход», «Мяч в корзину».
- Физминутки.
2. Работа с родителями:
Оформление консультативного материала для родителей:
- Создание памяток безопасного поведения на дорогах «Осторожно, улица»;
- консультации «Как знакомить ребенка с правилами дорожного движения», «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге», «Безопасный пешеход начинается с детства».
III. Этап подведения итогов деятельности
Итоговое мероприятие:
1. НОД «Правила дорожные знать каждому положено!»
2. Выставка рисунков «Дорожные знаки – наши друзья».
3. Создание альбома «Осторожно! Дорожная ловушка!»
Результат:
Положительные результаты проекта можно оценить по следующим показателям:
-
Высокий уровень знаний детьми правил безопасного поведения на улицах и дорогах (в соответствии с возрастными требованиями).
-
Наличие у детей мотивации к самостоятельной работе по данной теме.
-
Уровень вовлеченности детей к решению данной проблемы.
-
Проявление у детей негативного отношения к нарушениям ПДД.
-
Активность детей при проведении конкурсов и различных мероприятий.
-
Умение детей быстро и правильно ориентироваться в дорожных ситуациях (в различных игровых ситуациях);
-
Активизация родителей и детей на мероприятиях.
Дети хорошо знают правила безопасного дорожного движения в роли пешехода и пассажира транспортного средства. Соблюдают элементарные общепринятые нормы, имеют первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо, и что такое плохо», стремятся поступать хорошо. Овладевают основными культурными средствами, способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др.; способны выбирать себе род занятий, участников для совместной деятельности; способны сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
Вывод
Чем раньше дети научаться культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет происшествий на проезжей части улиц. Ребенок - новый участник дорожного движения, дисциплинированный пешеход, культурный пассажир.
По результатам мониторинга я пришла к выводу, что в результате реализация данного проекта у детей сформировались необходимые представления и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.
Разработанный долгосрочный план работы с детьми подготовительной группы и их родителями в рамках закрепления знаний детей ПДД успешно выполняется, поставленные цели достигаются, поставлена новая цель педагогического проекта.
Особое значение, исходя из особенностей возраста детей, для проекта имела игровая деятельность, где с помощью моделирования, распределения ролей, делегирования определенных полномочий детям были закреплены теоретические знания о правилах безопасного поведения на дороге, в транспорте, в пути.
Постановка новой проблемы - создать ситуацию поиска новой информации по данной теме.
Дальнейшее развитие проекта будет способствовать более глубокому усвоению детьми правил дорожного движения, закреплению знаний и умений, формированию осознанного отношения к их соблюдению, развитие чувство контроля, самоконтроля, ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки.
Список литературы:
-
Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. -М. :АСТ, 1998.
-
Вдовиченко Л. А. Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников.
-
С. -П. Детство-пресс. 2009.
-
Шорыгина Т. А. Осторожные сказки М. Книголюб, 2004.
-
Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера», 2010.
-
Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера», 2011.
Развивающие:
Перспективное планирование
по правилам дорожного движения
в подготовительной к школе группе
В подготовительной группе представления детей о правилах дорожного движения уточняются и дополняются. Их продолжаю знакомить с перекрёстком и дорожными знаками: «пункт питания», «место стоянки», . Даются более полные знания о правилах поведения для пешеходов и пассажиров. Проводятся наблюдения за движением транспорта, работой водителя. Расширяются знания о работе сотрудников ГИБДД, закрепляется употребление пространственной терминологии (вперёд, назад, вправо, влево, сзади, навстречу, на противоположной стороне).
Месяц |
Раздел |
Тематика занятий |
Основные задачи |
Сентябрь |
Дорожная символика |
«Дорога от дома до детского сада» |
Учить составлять план дороги от дома до детского сада. |
Транспорт |
«Автомобиль на дороге» |
Вспомнить какой бывает транспорт. Указать части машины. (Занятие по лепке, аппликации, рисованию) |
Люди и улица |
«Игры около дороги. Опасно или нет» |
Вспомнить и закреплять знания о безопасном поведении на дороге, в транспорте, на улице. |
Октябрь |
Дорожная символика |
Конкурс «Светофорчик». |
Составить лучший рассказ о светофоре. |
Транспорт
|
«Легковые и грузовые автомобили» |
Понаблюдать за автомобилями, чем отличаются легковые автомобили от грузовых |
Люди и
Улица
|
Игры на дворе. Катание на велосипеде и самокате» |
Познакомить детей с опасностями, которые могут возникнуть во время катания на велосипеде и самокате. |
Ноябрь |
Дорожная символика |
«О чём говорят дорожные знаки» |
Продолжать закреплять ранее полученные знания детей о дорожных знаках. |
Транспорт |
«движение транспорта» |
Познакомить с разным видом движения транспорта на дороге |
Люди и улица |
«Безопасный путь» |
Учить детей ориентировке на местности. Учить предвидеть опасные ситуации и способам при помощи которых можно их избежать. |
Декабрь |
Дорожная символика |
«наш друг светофор» |
Продолжать знакомить детей со светофором. В игровой форме учить переходить дорогу при помощи светофора. |
Транспорт |
«Профессия водитель» |
Продолжать знакомить с водителями различных транспортных средств. Расширять знания детей о необходимых профессиональных качествах водителей транспортных средств. Учить детей рассказыванию и составлению рассказа по картинке. |
Люди и улица |
«Участники дорожного движения» |
Закреплять представления детей об участниках (транспорт и пешеходы) в дорожном движении. |
Январь |
Дорожная символика |
«На перекрёстке» |
Продолжать знакомить детей с понятием «перекрёсток». Рассказать о видах перекрёстка (трёхсторонний, четырёхсторонний, крестообразный, многосторонний) |
Транспорт |
«Путешествие по зимней дороге» |
Продолжать знакомить детей с особенностями зимней дороги. Рассказать о зимних видах транспортных средств. Познакомить со снегоуборочной машиной. |
Люди и улица |
«опасные ситуации на дорогах» |
Учить видеть опасную ситуацию на дороге и уметь её избежать. |
Февраль |
Дорожная символика |
«как вести себя на перекрёстке» |
Учить детей безопасному поведению на перекрёстке. |
Транспорт |
«Урок для пешехода» |
Закреплять знания детей о правилах перехода улицы без помощников, пешеходном переходе, закреплять правила дорожного движения. |
Люди и улица |
«инспекторГИБДД-кто он» |
Закрепить знания об инспекторах ГИБДД. |
Март |
Дорожная символика |
«Для чего нужны правила дорожного движения и как они появились» |
Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения и как они появились. Объяснять, для чего их необходимо строго соблюдать. |
Транспорт |
«Виды транспорта»
|
Конкретизировать знания детей о различных видах транспорта, учить классифицировать его. Расширять знания о назначении транспортных средств, его строении. Учить видеть присущие для определённого вида транспорта части (напр. крылья – у самолётов, мачта – у кораблей и т.д.) |
Люди и улица |
«Как рождаются опасные ситуации на дорогах» |
Продолжать учить видеть опасную ситуацию на дороге и уметь её избежать. |
Апрель |
Дорожная символика |
«Знаки сервиса, предупреждающие, запрещающие» |
Продолжать знакомить детей с дорожными знаками. Учить классифицировать их (в доступной форме). Учить рассуждению, развивать логику. |
|
Транспорт |
«Папа купил автомобиль» |
Рассказать о своей машине. Приучать к наблюдательности. Спросить, как папа за ней ухаживает, что делает, когда кончается бензин или случается поломка. По возможности можно машину зарисовать. |
Люди и улица |
«Как надо вести себя на экскурсии» |
Учить детей ходить строем, внимательно смотреть на дорогу, не толкаться. Слушать объяснения воспитателя. Аккуратно переходить дорогу. |
Май |
Дорожная символика |
Итоговые мероприятия |
Физкультурное развлечение «Три сигнала светофора»
Итоговое занятие. |
Транспорт |
Люди и улица |
Июнь
Июль
Август |
|
Игры во дворе. |
Закрепить и систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения на дороге и правилах дорожного движения. |
Приложение;
Изучаем дорожные знаки
Оснащение предметно-пространственной среды
Учимся играя